Agador
Новенький
Offline
Сообщений: 6
СПАСИБО
-вы поблагодарили: 75
-вас поблагодарили: 115
Segui il tuo corso, e lascia dir le genti
|
|
� Ответ #50 : Октябрь 21, 2010, 18:35:55 � |
|
На мой взгляд, Илья весьма точно, кратко и красиво сформулировал мысли по этому поводу, которые и я разделяю. Практически добавить к этому нечего. Я могу только немного расширить то, что сказано им. Многие определения эгоизма даны с позиции социальности. Но корни эгоизма глубже, они внутри индивида. Поэтому более подходит определение на индивидуальном уровне. Исходя из этих соображений, я отдаю предпочтение определению, данному Ильей. Оно имеет более общий характер. Впрочем, и остальные ничего особо нового не добавляют. В переводе с латыни эгоизм означает "себялюбие", то есть преобладание собственных интересов. Его можно рассматривать на сознательном уровне, на уровне эмоций, а так же на уровне физиологии/биологии. На сознательном уровне эгоизм выступает как точка зрения, как некая позиция, то есть - умственная конструкция, с которой мы можем производить определенные действия. Например, мы можем попытаться убедить себя или другого в том, что эгоизм - это не всегда хорошо, или всегда плохо, если взглянуть на индивида со стороны социума. На эмоциональном уровне эгоизм - это внутреннее ощущение приятного-неприятного. Нам приятно, когда удовлетворяется какое-то наше желание или потребность, и неприятно, когда это не получается. Даже если мы понимаем, что жертвуем своими интересами ради интересов общества или другого человека. Но и то и другое есть всего лишь отражения на эмоциональном и сознательном планах действительной причины эгоизма - биологической. Законы биологии заставляют каждое живое существо прежде всего решать вопрос выживания, для чего в нас заложен инстинкт самосохранения. И это совершенно оправданно. Сегодня мы можем методами хирургического или медикоментозного вмешательства подавлять этот инстинкт - и живое существо становится просто тряпкой или овощем, оно не способно ни себя защитить, ни род продолжить. Инстинкт самосохранения, - это орудие выживания, без него мы бы не дожили до нынешних времен и не стучали бы сейчас по клаве. Вот этот инстинкт и является настоящим, глубинным, естественным источником эгоизма, на что совершенно правильно обратил внимание Илья. А все остальное, что мы с этим связываем - это позднейшие и искусственные наслоения, которые легко слетают при первой же серьезной опасности. Очевидно, что эгоизм является начальным и естественным состоянием всякого живого существа, не исключая и человека. Почему сегодня эгоизм имеет некоторый негативный контекст? Это легко объяснить. Помимо того, что мы являемся биологическими объектами, мы также и существа социальные и вынуждены жить в обществе. Но для того, чтобы сосуществовать с другими людьми, нам приходится поступаться своими интересами, ограничивать свой эгоизм. Он мешает социализации, хотя одновременно помогает побеждать во внутрисоциумной конкуренции. Поэтому отношение к нему (на уровне сознания) неоднозначное. Но уже сам факт, что обществу приходится при помощи разных мер ограничивать эгоизм людей, свидетельствует о том, что этот эгоизм в них присутствовал. Предчувствуя возможные возражения, считаю необходимым сказать и о кажущихся исключениях, таких как материнская любовь к детям или случаи самопожертвования ради интересов стада (племени, народа). Такие случаи встречаются, хотя они занимают весьма ограниченное, локальное место в жизни человека. В основе этих явлений опять же биология. Все мы, увы, смертны, поэтому заботимся мы о себе или нет - результат один. Но для природы важно не существование отдельного индивида, а существование вида, играющего определенную роль в жизни планеты. Поэтому, помимо инстинкта самосохранения она заложила в нас материнский инстинкт и инстинкт самопожертвования, заставляющий, например, самцов-оленей бросаться на своих смертельных врагов - волков, вместо того, чтобы просто убежать. Если бы они каждый раз убегали, волки бы пожирали их детенышей, еще не способных спасаться бегством, и олений род прервался бы. Чтобы так не случилось, природа встроила в организм животных программу, которая в определенных обстоятельствах заставляет их совершать вещи, которые бы сами они, под действием врожденного эгоизма, не стали бы совершать. Но это - те самые исключения. которые лишь подтверждают общее правило. Итак, причинно-следственная связь тут выстраивается таким образом. Человек рождается с врожденным, плотно встроенным в его организм, эгоизмом, который помогал ему выжить в дикой природе. По мере развития гражданского общества (цивилизации) человек вынужден был все более поступаться своим эгоизмом ради благ, которые предоставляет ему общественное бытие. Кто не мог поступиться - становился изгоем, общество изгоняло его либо уничтожало. Однако кто слишком уж сильно позволял подавить свой эгоизм, терял преимущества в конкурентной борьбе и оттеснялся на периферию более эгоистичными собратьями, то есть это тоже плохо. Сему мораль: особенности нашего бытия таковы, что бесконтрольный (животный) эгоизм мы себе позволить не можем (если не хотим оказаться вне закона), но и полностью утрачивать свой природный эгоизм для нас чревато. Поэтому приходится идти на компромисс - культивировать некий искусственно усеченный, ограниченный вариант эгоизма, - то, что Чернышевский называл "разумным эгоизмом". Эту же идею двумя тысячами лет раньше провозгласил Иисус в "Золотом правиле", текст которого я привел выше. Ну, раз уж и мы пришли в нашем, далеком от религии, рассуждении к тем же выводам, что и Иисус, значит мы не сбились с пути по дороге.
Благодарю всех, кто это дочитал до конца, за терпение, а так же всех, кто проявил интерес к теме! Надеюсь, теперь мы прояснили, наконец, этот вопрос и пришли к консенсусу относительно того, что такое эгоизм и для чего он нужен.
|