|
Название: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Январь 31, 2011, 19:52:36 Рассмотрим фразу: Раскапывайте погребенных в земле слепых исполинов. Эту фразу можно понимать по-разному, так как по-разному можно устанавливать связи между словами. Определите, сколькими способами можно понимать эту фразу. (Естественно, нужно предъявить эти способы.)
Эта задача есть, например, в книге "Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов." В разных источниках ответ варьируется от 9 до "около двух десятков". Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Муслим от Январь 31, 2011, 21:20:41 Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Димыч от Январь 31, 2011, 23:04:25 Если без запятых, я только 4 варианта вижу. А с запятыми, конечно, побольше будет.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: seamew от Январь 31, 2011, 23:07:25 я вижу всего два смысла... если без запятых :pinkgirl:
ни фига я не лингвист? Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Dancemachine от Февраль 01, 2011, 08:12:24 Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: iPhonograph от Февраль 01, 2011, 08:22:06 Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Черная кошка от Февраль 01, 2011, 08:43:01 А так можно? Показать скрытый текст
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Димыч от Февраль 01, 2011, 10:12:58 Ну, варианты в стиле магистра Йоды я рассматривать не буду. А вот про то, что акценты можно по разному расставлять, я не подумал. Может и правда 9 вариантов без запятых наберется, надо подумать.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 01, 2011, 17:13:46 Запятые ставить нельзя. Первые три способа обнаружены. Осталось найти остальные.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: phoenix от Февраль 01, 2011, 19:53:52 Исполинов - это фамилия товарища, который выдал данное распоряжение.
Раскапывайте погребенных в земле слепых! Исполинов. :) Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Димыч от Февраль 01, 2011, 21:19:01 Ну сначала я увидел те же 3 варианта, что привел (или привела?) Dancemachine, но потом сообразил, что один из них (здесь был указан третьим) все еще двусмысленный. Одно дело, когда кто-то погребен в земле слепых исполинов, другое дело, когда кого-то нужно там раскапывать. Разница может показаться эфемерной, поскольку странно раскапывать кого-то не там, где они погребены, но это задача не на логику.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 01, 2011, 21:42:04 Если есть разница, то приводите пример и объяснение. Но раскапывать кого-то или что-то надо в любом случае, иначе остальные слова выпадают из этой фразы. Безусловно, можно раскапывать кого-то не там, где они погребены. Если удастся так структурировать предложение, то это будет новый способ.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Валет от Февраль 01, 2011, 21:49:08 VVV -veni vedi vici?
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Димыч от Февраль 01, 2011, 22:44:25 Я просто хочу сказать, что «в земле слепых исполинов» может относится не только к слову «погребенных», но и к слову «раскапывайте».
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 01, 2011, 23:27:02 Да, это верно. Первые четыре способа обнаружены. Осталось найти остальные.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: humecillo от Февраль 02, 2011, 12:16:23 Исполинов - это фамилия товарища, КОТОРОМУ выдано распоряжение. Обращение, так сказать.
Раскапывайте погребенных в земле слепых, Исполинов. Плюс на это накладываются варианты: что нужно раскапывать [тела] погребенных в земле слепых что нужно раскапывать [тела] погребенных в "земле слепых" что нужно раскапывать погребенных в "земле слепых" Эти же варианты возможны, если обращение к Исполинову не учитывать. Если обращение это плохо: что нужно раскапывать [тела] погребенных в земле слепых исполинов // раскапывать самих погребенных и прочие вариации на эту тему Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Um_nik от Февраль 02, 2011, 12:19:21 Исполинов - это фамилия товарища, КОТОРОМУ выдано распоряжение. Обращение, так сказать. Получается, что в предложение нужно добавлять запятую.Раскапывайте погребенных в земле слепых, Исполинов. Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 02, 2011, 16:46:35 Разгаданы 2 "трюка": 1) "чья земля?", 2) "раскапывайте или раскапывайте где-то ". Есть еще 2 "трюка".
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: iPhonograph от Февраль 03, 2011, 07:15:06 Ну, если допустимы извращения (типа озвученного 4-го варианта: их погребли где-то там, а раскапывать будем здесь), то можно продолжить издевательства над покойными. Например, понять слово "раскапывать" не как операцию лопатой, а как что-то связанное с действием капель воды на тела мертвецов.
Двусмысленность, аналогичная "лекарство закапывать 3 раза в день" :) Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: iPhonograph от Февраль 03, 2011, 07:24:16 А в словарях Даля и Ожегова есть ещё одно значение слова "раскапывать": разыскивать.
"Раскапывате исполинов" значит "ищите о них информацию". Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: iPhonograph от Февраль 03, 2011, 07:27:39 А слово "погребенный" может означать не только похороненный (ритуал, применимый к умершим), но и "засыпанный", "заваленный". Типа, исполинов не хоронили, их просто лавиной завалило.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 03, 2011, 13:36:47 Если считать такие варианты, то возможно их и наберется около двух десятков. Есть не менее 9 вариантов, в которых слова несут свой обычный смысл. Просто связи между словами разные.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Л.К.Вольфхарт от Февраль 03, 2011, 14:51:30 Разгаданы 2 "трюка": 1) "чья земля?", 2) "раскапывайте или раскапывайте где-то ". Есть еще 2 "трюка". Вообщем я так понял что еще есть:3)"Раскапывайте кто-то" - Раскапывайте /тов./ Погребенных! В земле Слепых и Исполинов. Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 03, 2011, 18:15:05 Нельзя ставить знаки препинания. Нельзя делать большими маленькие буквы и наоборот.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Димыч от Февраль 03, 2011, 23:30:27 А дошло! Вместо «каких?» можно «чьих?».
Как раз 5 недостающих вариантов получится. Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: iPhonograph от Февраль 04, 2011, 07:30:07 Это как?
Типа, "земля слепых исполинов" может означать не только географическое место, но и самосвал, заполненный землёй, принадлежащей слепым исполинам? Блин, я тоже хочу это курить! :) Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Димыч от Февраль 04, 2011, 08:53:42 Нет, погребенные могут принадлежать слепым исполинам или слепые принадлежать исполинам.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 04, 2011, 11:46:52 Да. Это еще один "трюк". В книге почему-то рассмотрены лишь самые естественные варианты применения этого "трюка". Но есть еще один "трюк"! Кто его найдет?
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Elephantik от Февраль 05, 2011, 18:03:06 Раскапывайте слепых, погребённых в земле исполинов.
(товарищь) Исполинов, раскапывайте слепых, погребённых в земле Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Л.К.Вольфхарт от Февраль 05, 2011, 18:37:39 Вроде не было варианта:
Раскапывайте именно погребенных в земле слепых исполинов. Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Димыч от Февраль 05, 2011, 21:18:55 Ну так можно почти на любом слове в любом варианте акцент сделать. Я так понимаю, нужно, чтобы отношения между словами были разные.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 05, 2011, 21:25:34 Разумеется.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Лиза15 от Февраль 05, 2011, 21:53:55 Только фразу из двух слов "раскапывайте исполинов" можно произнести с тремя вариантами смысла.
1/ Сигнал к началу действия 2/уточнение, что нужно именно раскапывать, а не извлекать другим способом 3/уточнение, что нужно раскапывать именно исполинов, а не что-либо еще. Когда добавляем слово слепых, то все это смело умножаем на два : 4/сигнал к началу действия по раскапыванию именно слепых исполинов, т к. например неслепых уже раскопали 6/уточнение, что именно раскапывать, а не извлекать другим способом нужно только слепых исполинов, а зрячих можно например извлекать по-другому 6/ уточнение, что нужно раскапывать именно слепых исполинов, а других не трогать Потом добавляем еще одно уточнение - погребенных . Снова можно умножить на два . Итого 12. Добавляя " в земле" на два умножать не правомерно, так как уже местами будет появляться тафтология. Но в районе 20 смыслов действительно можно набрать Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 05, 2011, 21:59:47 Пожалуйста, прочитайте предыдущие сообщения. Там приведены некоторые примеры. Здесь не надо ставить акцент или ударение на отдельном слове. Связи между словами будут отличаться для каждого варианта.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Лиза15 от Февраль 05, 2011, 22:06:42 Пожалуйста, прочитайте предыдущие сообщения. Там приведены некоторые примеры. Здесь не надо ставить акцент или ударение на отдельном слове. Связи между словами будут отличаться для каждого варианта. Я все прочитала, со всем согласна и дала свой вариант ответа на вопрос "сколькими способами можно понимать эту фразу". Уж не хотите ли Вы сказать, что эту фразу нельзя понимать в приведенных мной смыслах? Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 05, 2011, 22:16:11 Эту фразу можно понимать по-разному, так как по-разному можно устанавливать связи между словами. Боюсь, что для Ваших вариантов связи между словами будут одинаковыми. Это считается одним вариантом.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Лиза15 от Февраль 05, 2011, 22:26:41 То есть во фразах "Раскапывайте погребенных в земле исполинов" и "Раскапывайте слепых исполинов" связи между словами одинаковые?
По-моему с Вашими требованиями к "связям" 20 вариантов не наберется..... Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 05, 2011, 22:34:13 9 наберется. Думаю, что даже больше наберется.
Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: alaves1975 от Февраль 09, 2011, 15:07:30 Раскапывайте погребенных в земле слепых исполинов.
1) Нужно раскопать слепых исполинов, погребённых в земле. 2) нужно раскопать погребённых исполинов, которые слепы, когда находятся в земле. 3) Нужно раскопать исполинов, которые погребены в земле, которая принадлежит слепым. 4) Нужно раскопать всех погребенных, закопанных в земле, принадлежащей слепым исполинам. Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 09, 2011, 16:37:59 Раскапывайте погребенных в земле слепых исполинов. 1) Нужно раскопать слепых исполинов, погребённых в земле. 2) нужно раскопать погребённых исполинов, которые слепы, когда находятся в земле. 3) Нужно раскопать исполинов, которые погребены в земле, которая принадлежит слепым. 4) Нужно раскопать всех погребенных, закопанных в земле, принадлежащей слепым исполинам. Отлично! Найден последний "трюк" (см. 2-ое предложение). Звание лучшего лингвиста форума присуждается Димычу и alaves1975. Осталось из этих "трюков" воссоздать всевозможные способы. Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: VVV от Февраль 09, 2011, 17:23:55 Ответ Показать скрытый текст
Показать скрытый текст Здесь все-таки указаны не все способы, но с помощью 4 "трюков" все способы можно восстановить. Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: iPhonograph от Февраль 10, 2011, 01:55:41 последний "трюк" нечестный
русский человек так никогда не скажет порядок слов исключает такую трактовку Название: Re: Прекрасная лингвистическая задача. Отправлено: Димыч от Февраль 10, 2011, 07:41:26 Нормальный трюк. Уж по-любому лучше, чем мой вариант, где погребенные принадлежат слепым исполинам.
|