снн
Гений-Говорун
Offline
Сообщений: 1570
СПАСИБО
-вы поблагодарили: 1786
-вас поблагодарили: 1202
|
|
� Ответ #88 : Сентябрь 02, 2015, 22:23:18 � |
|
[у взрослых людей] зеркальные нейроны являются нейрональным форматом надындивидуального, интуитивно данного общего пространства взаимопонимания. Это пространство образует коридор, в полосе пропускания которого находятся нейрональные программы всего того, что члены социального сообщества считают возможным или мыслимым переживанием или поведением. С одной стороны, система зеркальных нейронов имеется у каждого индивидуума. Но в то же время она образует общее кратное (the shared manifold, термин Витторио Галлезе), своего рода фонд, в котором собраны программы всех действий и переживаний , которые принципиально возможны или мыслимы в рамках данного социального устройства. Зеркальные нейроны представляют общее социальное пространство резонанса, поскольку ощущения или действия одного индивидуума приводят других индивидуумов, непосредственно наблюдающих за данным, к такой отражающей активности их нейрональных систем, как будто они сами ощущают или делают то же самое, хотя в действительности они являются только наблюдающими. Из этого, и только из этого, возникает непосредственное, неосознанное чувство своего рода родства душ: «Я, в принципе, таков же, как и все другие, а другие, по сути, такие же как я». Значение этого чувства мы начинаем понимать, только когда теряем его.
Наличие этого чувства не является само собой разумеющимся. Тем, что оно у нас есть (может быть) мы обязаны зеркальным нейронам»
[отсутствующим у низших позвоночных, и тем что у нас они опосредуют весь спектр действий, переживаний и чувств, а не только узкий сектор моделей поведения, как у попугаев и певчих птиц, где зеркальные нейроны работают лишь для обучения пению.
Я думаю, что идея социального равенства вырастает именно из этого чувства родовой общности, также как и чувство справедливости есть протест против нарушения этого изначального, естественного равенства. Собственно, всякая идея начинается с осмысления чувства; в основе идеи равенства лежит биологический факт наличия этого самого общего кратного данного сообщества, а сейчас уже – и всего человечества, и те чувства справедливости/несправедливости, которые вызваны подтверждением или отрицанием этого факта во взаимодействиях людей. Или в наблюдении за подачей соответствующих взаимодействий в СМИ, что даёт нехилый источник манипуляции. Но так или иначе, это самое общее кратное представляет собой то, что принимается без доказательств, ту самую «печку», от которой танцует индивид в процессе познания и понимания мира, о чём см. выше. В.К.]
Нарушение этой органической связи индивида с другими людьми (репрезентированной в структурах социальных отношений) вследствие разных форм угнетения или социального исключения индивида вызывает боль, стресс и, соответственно, агрессию.
«Нейробиологические исследования дали интересный ответ на вопрос о взаимосвязи между социальным неприятием и агрессией. То что боль вызывает агрессию, можно понять интуитивно, но почему агрессию вызывает угроза отношениям и их потеря? Оказывается, социально «сконструированные» существа, такие как человек, реагируют на исключение из социума также, как на физическую боль. Головной мозг практически не делает различия между социальной болью («social pain») и болью физической («physical pain»). Социальная изоляция переживается организмом как боль не только с психической, но и с нейробиологической точки зрения, и он отвечает на неё измеримой реакцией биологического стресса.
Как уже было описано, рабочая группа под руководством Наоми Эйренбергер доказала с помощью метода ЯМР-томографии, что социальная изоляция активизирует важные отделы нейробиологических центров боли в головном мозге. Лора Страуд (Lora Stroud) и другие обнаружили, что социальное отторжение не только мобилизует эмоциональные центры мозга, но и вызывает повышение кровяного давления и уровня «гормона стресса» кортизола. О функциональной взаимосвязи (утраченных) отношений и агрессии говорят результаты опытов над животными, у которых с помощью методов генетической инженерии был «отключён» важный для социальных отношений медиатор окситоцин. Поведение таких животных было очень агрессивным; настолько, что матери после «отключения» синтеза окситоцина могли убивать детёнышей».
Далее, если социальная изоляция может причинять боль, оказаться причиной стресса, «выбивающего из седла», наивного индивида, то намеренное причинение изоляции, «поведенческое исключение из коллектива» [при капитализме] может стать эффективным орудием конкуренции. И таки да, становится, в офисном рабстве без кнута не обходится.
Речь идёт о так называемом моббинге [правда, термин неудачный, ибо преоккупирован. В орнитологии и другой зоологии моббинг – это окрикивание хищника мирными птицами или млекопитающими, его потенциальными жертвами. Видя, что он обнаружен и его перемещения чётко отслеживаются, большинство хищников испытывают стресс и отказываются от атаки. Часто сами крики тревоги потенциальных жертв причиняют хищнику тот же стресс, через который они заставляют беспокоиться других особей своего вида, находящихся поблизости, чтобы заставить их беспокоиться и соответственно, тоже кричать (но это в том случае, если соответствующие крики или телодвижения используются в коммуникации как сигналы-стимулы. Если те же или гомологичные крики/телодвижения у другого/близкого вида используются как сигналы-символы, то они никак не воздействуют на мотивационное состояние реципиентов своего вида, а просто передают информацию об опасности в символической форме; соответственно, они не стрессируют хищников специфически, но лишь «обескураживают» их самим фактов обнаружения.
«Опыт исключения из социального сообщества, выпадения из пространства социального резонанса имеет доказанные нейробиологические последствия. В тех случаях, когда люди намеренно и на долгое время исключаются из сообщества, такими последствиями могут быть болезни, в экстремальных случаях – смерть. Исключение из сообщества означает систематическое лишение отражательных моделей поведения в повседневной жизни, с помощью которых мы непроизвольно демонстрируем друг другу, что рассматриваем другого человека как принадлежащего к общему социальному пространству. Эти модели касаются всех вариантов зеркального отражения: человека лишают интуитивных сигналов языка тела, таких как короткие резонансные реакции при мимолётных встречах или различные возможности установления взаимопонимания при помощи взглядов. При отсутствии таких сигналов человек чувствует себя окружённым стеной льда. Кроме того, при акциях исключения выпадает совместное внимание (joint attention), то есть рассмотрение того, на что направлено внимание исключённого человека, или на что он хочет обратить внимание других. Человека лишают – и это уже орудие крупного калибра – взаимных реакций в разговорах, игнорируя его высказывания или вопросы, как будто бы их и не было».
«Систематическое лишение социального резонанса на работе, так называемый моббинг, в настоящее время считается важным фактором развития заболеваний. И это неудивительно, потому что «цель» моббинга состоит именно в том, чтобы вымотать, измучить и разрушить личность. Новейшие исследования показывают, что среди представителей руководящей элиты высокий процент составляют психопатические личности, а это позволяет предположить, что проблемы, связанные с моббингом, скорей всего, будут возрастать. Среди прочих такие результаты были получены в рамках исследования «корпоративной психопатии», проведённого американским специалистом в области экономической психологии Полом Бабиаком (Paul Babiak)»
Моббинг настолько часто используется как средство конкуренции среди разного рода менеджеров, что я бы даже предположил избирательное накопление «на верхах» управленческой иерархии крупных фирм этих самых лиц с психопатическими наклонностями – поскольку они в моббинге будут наиболее успешны. Во всяком случае, в ФРГ и других странах это уже становится общественной проблемой, волнующей психиатров и самих управляемых, так что, глядишь, такое исследование и проведут.
И самое интересное – также как и родительское поведение, агрессия воспроизводится путём обучения, когда повышенная агрессия связана в первую очередь с опытом пережитого насилия.
"Исследования Дарио Маэстрипиери на приматах показывают, что ранний опыт влияет на развитие поведения сильней, чем имеющаяся биолого-генетическая конституция животного, причём эффект этого влияния передаётся следующему поколению. Маэстрипиери показал решающее влияние пережитого человеком насилия на развитие у него агрессивного поведения. Готовность к проявлению насилия возникает главным образом в результате того, что индивидуумы испытали насилие над собой. Учёный исследовал поведение самок обезьян в приматологическом центре. Поведение большинства самок характеризовалось защитой потомства и заботой о нём после каждой беременности. Но некоторые самки с момента рождения детёнышей относятся к ним грубо, деспотично и жестоко, причём такое поведение сохраняется после каждых родов.
Маэстрипиери выделил 2 группы беременных самок, при этом половине заботливых матерей он оставил после родов их собственных детей, а у другой половины (заботливых) матерей сразу после родов забрал их детей и дал взаимен – в качестве приёмных – детёнышей, рождённых жестокими самками. То же самое было проделано с самками, оказавшимися жестокими матерями: половине из них оставили собственных детей, а половина получила приёмных, рождённых заботливыми самками. Когда детство обезьян закончилось, они были разлучены со своими матерями и содержались в общих условиях, одинаковых для всех.
Когда они достигли половой зрелости, и самки этого поколения принесли потомство, то предметом наблюдения стало их отношение к собственным детёнышам.
Результат: все самки-матери, которые провели своё младенчество у заботливых матерей, относились к своим детёнышам с заботой и вниманием. Таким образом, это поведение животных совершенно не зависело от их происхождения, то есть на него не повлияло то, какие гены они носили в себе, заботливых или жестоких матерей. И наоборот – те животные, которые выросли у жестоких матерей, в большинстве случаев (50-60%) вели себя по отношению к потомству жестоко, даже когда речь шла об особях, рождённых от заботливых самок и, следовательно, имевших их гены. Когда речь идёт о поведении, то жизненный опыт, особенно опыт на этапе обучения, обладает, очевидно, более сильным действием, чем генетическое происхождение.
Целый ряд новейших исследований, в том числе рабочей группы американского этолога Крэйга Андерсона свидетельствует о том, что там, где агрессивность выступает как основной образец поведения, решающую роль наряду с опытом пережитого насилия играют процессы обучения. И, в частности, просмотр видеофильмов со сценами насилия и так называемые киллерские компьютерные игры" [
|