Показать скрытый текст
6.00 – в Конча-Заспе под Киевом на служебной даче сладко спал председатель Верховного Совета УССР Леонид Макарович Кравчук, на тот момент самый высокопоставленный руководитель республики. Как впоследствии рассказывал автору этих строк Леонид Макарович: "Где-то после 6 утра мне позвонил Станислав Гуренко (тогда первый секретарь ЦК КПУ, а сейчас народный депутат Украины). "Ты радио слушаешь?" "Нет, а что случилось?" "Как, ты еще ничего не знаешь? Горбачев отстранен от власти. Власть перешла к ГКЧП…". Через несколько минут Гуренко перезвонил снова и сказал, что приехал представитель ГКЧП генерал Варенников, ждет встречи. Не найдя никого из руководства страны (премьер Витольд Фокин и вице-спикер Иван Плющ будто растворились в воздухе), Леонид Кравчук сел в служебную "Волгу" и поехал на встречу с ГКЧП. В машину ему позвонил Борис Ельцин и поведал, что не может связаться с Горбачевым. Позже Кравчук тоже попробует набрать номер телефона "форосской обители". Но телефонистка ответила, что "Михаил Сергеевич просил его не беспокоить".
В 11 утра в кабинет председателя ВС УССР завалила "веселая компания в погонах", генералы Варенников, Чечеватов и Шариков, с настоятельной просьбой ввести чрезвычайное положение в Украинской ССР. Но Леонид Макарович не был бы Леонидом Макаровичем, если бы не нашел выхода из этого щекотливого положения. "Послушайте, товарищи генералы, – сказал он, – вы приходите с такими серьезными заявлениями, а где ваши мандаты с печатью ГКЧП?". Генералы тут же смутились и скоропалительно откланялись, дабы соорудить себе мандаты с нужными печатями.
11.20 – Леонид Кравчук, по его словам, написал заявление о выходе из КПСС. В 15.00 он дал интервью программе "Время", безуспешно звонил Ельцину и Горбачеву и передал через секретаря председателю Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову, что нужно созвать Верховный Совет СССР.