Хоп-хэй-ла-ла-лэ.. вот и сверстали бюджет
//текст доступен после регистрации//Правительство внесло проект федерального бюджета в Госдуму. Стабильность бюджетной политики будет обеспечиваться за счет Фондов обязательного медицинского социального страхования, зарплат и будущих пенсий россиян
Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2015-2017 годы. Чтобы сохранить относительную бюджетную стабильность принято решение перераспределить средства из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС) в пользу федерального бюджета, а также продлить мораторий на передачу пенсионных накоплений россиян в негосударственные пенсионные фонды.
Накануне внесения проекта бюджета в Госдуму министр финансов Антон Силуанов1 предупредил, что следующий год для российской экономики будет непростым. Серьезные риски связаны прежде всего с геополитическим фактором - это значительное снижение цены на нефть, невозможность занимать на внутреннем и внешнем рынках, отсутствие ожидаемых доходов от приватизации.
Согласно сопроводительной записке, дефицит на все три года заложен в размере 0,6% ВВП. Так, в следующем году он составит 430,7 млрд рублей, в 2016 году - 476,3 млрд рублей, а в 2017 году - 540,9 млрд рублей.
При этом в 2015 году правительство ожидает получить рост ВВП на 1,2% год к году, к 2017 году рост должен разогнаться уже до 3% в год. В Минфине критической отметкой для бюджета сейчас считают цену на нефть 90 долларов за баррель. В прогнозные расчеты заложена цена 100 долларов, хотя сегодня она уже опустилась до 93-95 долларов. В Минфине допускают, что если нефть станет дешевле 90 долларов, придется вносить в бюджет существенные корректировки.
Как пояснил Антон Силуанов, главный принцип сверстанного на ближайшую трехлетку бюджета - налоговая нагрузка в целом не повышается, за исключением некоторых точечных корректировок, среди которых дополнительный налог в виде акцизов по газу, повышение лесного и водного налогов, налога на дивиденды, акцизов на табак, внедрение со следующего года налога на интернет-торговлю, предоставление регионам права вводить разнообразные сборы и т.д. Зато оптимизируются расходы и осуществляется временное и частичное перераспределение средств из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС) в пользу федерального бюджета.
В частности, в 2015-2016 годах часть средств ФОМС будет, по выражению Антона Силуанова, централизована - то есть, передана в бюджет. В 2015 году централизуют 140 млрд рублей, в 2016-м - 130 млрд. Кроме того, в 2015 году в бюджет разово перенаправят 55 млрд рублей из ФСС.
Одновременно с этим власти повышают ставку страховых взносов для высоких зарплат - свыше 624 тысяч рублей в год. Теперь для всех предприятий ставка страховых взносов составит 5,1%. Наиболее заметно это станет, по словам министра, для высокооплачиваемых отраслей - нефтегазовой сферы, финансового сектора, госслужбы.
Экономить же в Минфине предлагают на некоторых видах субсидий, на оборонных расходах - их значительный объем перенесут с 2017 года на 2018-й, а также на зарплатах бюджетников. Пауза в индексации принесет консолидированному бюджету около 120 млрд рублей: 33 млрд - федеральному бюджету, примерно 90 млрд - региональным бюджетам.
Вместе с тем на национальную оборону Россия по-прежнему будет тратить много. Эта статья – лидер по темпу роста расходов. В 2015 году правительство увеличивает финансирование по этой статье на 21,4%, до 2,999 трлн рублей. Кроме того, больше планируется потратить на экономические программы – расходы вырастут на 21,3%, до 2,722 трлн рублей.
Совокупные расходы на образование, здравоохранение и социальную политику - на 7,3% до 4,964 трлн рублей.
Напомним, ранее Минфин предлагал принести в жертву стабильности социальные расходы (некоторые статьи расходов на здравоохранение предполагали снижение более чем на 30% - например стационарная помощь), но вице-премьер Ольга Голодец и министр экономического развития Алексей Улюкаев выступили против. Так, Улюкаев заявил, что России нужен другой баланс бюджета, при котором доля расходов на экономику, образование и здравоохранение будет выше, чем траты на оборону и трансферт Пенсионному фонду. По мнению министра, российские власти не должны выбирать между сбалансированным бюджетом и экономическим ростом, так как ловушка такого выбора ведет экономику к кризису. Голодец также не согласилась с идеями финансового ведомства об отказе от субсидирования детских садов и от фиксированной выплаты к пенсиям, назвав их "непрофессиональными".
Правда, отмечают эксперты, в увеличении расходов на социалку при изятии средств из социальных фондов есть некоторое лукавство. По сути это то же сокращение финансирования, но не в столь открытой форме.
Существенных возражений по сути представленного документа от депутатов ждать не стоит. Как заявил глава комитета нижней палаты по бюджету и налогам Андрей Макаров, первое чтение проекта бюджета может состояться 24 октября.
"Бюджет сбалансирован, это достаточно сложно в текущей ситуации, учитывая и макроэкономическую ситуацию, но бюджет является сбалансированным, и все социальные обязательства в нем выполняются и финансово обеспечены", — добавил Макаров. По его словам, проект федерального бюджета будет тщательно проверен.
По мнению парламентария, вопрос эффективности расходования бюджетных средств будет главной темой при прохождении законопроекта в Госдуме.
Вместе с тем эксперты предупреждают: пересмотра бюджета в будущем вряд ли удастся избежать. «В условиях общего падения темпов роста экономики и санкций неизбежно сократятся и темпы роста бюджетных поступлений. В связи с этим, вполне вероятно, оптимизация бюджета и в этом случае некоторые направления расходов могут быть пересмотрены, в частности расходы на оборону», – считает управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута.