Голая правда об Аниме или как нами манипулируют (отрывок)
//текст доступен после регистрации// Когда некое явление принимает массовый характер, это всегда выглядит подозрительно. Тем более, когда оно выделяется, как аниме, в отдельную субкультуру, а затем даже возникает своего рода каста ценителей этой субкультуры – отаку. Что заставляет людей, разных по характеру, непохожих друг на друга, одинаково что-то любить? Казалось бы, разные люди – разные предпочтения… Ан нет! Видимо, у всех этих людей должно быть что-то общее, нечто такое, что их объединяет. Гм… чтобы это могло быть?
В этом аналитическом материале я попытался объяснить, почему японские анимационные фильмы так популярны во всем мире и на чем эта любовь основана. Сразу подчеркну: я – не ярый противник аниме, но и назвать их поклонником меня тоже трудно. Уж как-то неприкрыто грубо авторы пытаются проникнуть в мозги и пощекотать за чувствительный нерв.
И как человеку, немного ориентирующемуся в культурных и психологических явлениях, мне было нетрудно разглядеть эти сакральные знаки, составляющие культурологическое ядро всех без исключения аниме. Они на поверхности. Достаточно одного беспристрастного взгляда. Заранее предвижу реакцию некоторых отаку – скорей всего, я покусился на самое святое для них. Ущипнул за живое. Меньше всего меня волнует то, что подумают об этом другие. Чтобы наиболее объективно судить о системе, нужно находиться вне этой системы. Наверное, именно по этой причине стоит хотя бы выслушать мою точку зрения.
1. АНИМЕ. НАЧАЛО БРОЖЕНИЯ
До недавнего времени я мало задумывался об аниме и о роли его влияния на массовое сознание. Иногда, примерно раз в год, просматривал какую-нибудь экзотическую мультяху. Что-то нравилось, что-то не очень. Есть действительно замечательные вещи, но в целом – ничего особенного. Помню первое волну вторжения аниме в Россию – в виде армии покемонов. Это был авангард оккупационных сил. За ними подтянулись остальные.
Снаряд разорвался совсем рядом, когда на аниме подсел мой друг. Я не мог понять его боли и переживания по поводу перипетий в «Школьных днях». В отличие от него, смог осилить только одну серию. Видимо, сработал инстинкт самосохранения. Не мог понять, как вообще такое можно воспринимать всерьез. Это стало для меня загадкой покруче Тунгусского метеорита.
А затем я начал кое-что понимать… Как-то посмотрел «Эльфийскую песнь» – немножко обнаженки, немножко расчлененки. И море крови. Это стало последней каплей и окончательно открыло глаза на происходящее.
На вопрос, почему аниме прижилось в России, есть два ответа. Две причины. Одна из них лежит в общественно-культурной плоскости, другая имеет сугубо психологический фактор.
Мы не будем долго останавливаться на общественной подоплеке явления. Скажу прямо и со стопроцентной уверенностью: если бы аниме как субкультура родилась в России, у нее бы не было столько фанатов. Немаловажное значение имеет происхождение. В Японии манга, аниме – это целый культурный пласт. И там все это тоже безумно популярно. Но они хотя бы любят свое, доморощенное. А мы что в этом находим? Нам все время кажется, что у них это намного духовнее и продвинутее и закрываем глаза на собственную культуру.
А они, в свою очередь, восторгаются нашими классиками. Они нам – аниме и голливудские боевики, а мы им – Пушкина, Достоевского, Толстого. Равноценный обмен, да?
Давно замечено, что все пенки, которые поднимаются там, за бугром, неизбежно затем перетекают и к нам. Без этого ну ни как! И сейчас аниме-истерия – это по большой части мода. Примерно то же самое, что происходит с эмо и готами. Модно быть не таким, как все.
Модно выглядеть более замороченным, чем ты есть на самом деле. Модно казаться глубже и многогранней тех, кто тебя осуждает и не понимает. Мода на прически. Мода на смерть.
Мода на глупость (есть и такое)… Модно отмежеваться от основной серой массы, и уже те, кто старается отмежеваться, даже не замечают, что сами образовали отмежевавшуюся безликую серую массу. Все это преходяще. И однажды канет в Лету, как сгинули хиппи и панки.
Однако есть все основания предполагать, что аниме будет жить долго. Или, во всяком случае, не исчезнет так быстро. Потому что дело тут не только в моде. Причина популярности аниме имеет психологическую природу, а это уже намного серьезнее.
Вот ее, эту причину, мы и рассмотрим.
Я выделил семь аспектов, которые и делают аниме тем, чем оно является. Семь ключевых моментов, которые и «цепляют» зрителя, заставляя его полностью погружаться в рисованный, причем весьма скверно, мир и возвращаться в него вновь и вновь. Перечислим их.
1. Сверхидея. Использование архетипических образов.
2. Апеллирование к внутреннему ребенку в каждом из нас.
3. Подчеркнутая исключительность и героическое амплуа героев. Бегство от реальности.
4. Чувственный позыв, имеющий сексуальную подоплеку. Эротические игры.
5. Ути-пуси-образ или кавайность.
6. Использование цветовой гаммы.
7. Философия извращенного сознания. Погружение в иное Я.
7.1. Способ самовыражения.
7.2. Художественный метод.
Жирным выделены два самых сильнейших аспекта, на которые человеческое сознание отзывается наиболее живо. Один из них апеллирует к нашему внутреннему, духовному (назовем это так) миру, другой – к нашей физиологии, нашей материальности. Остальные можно назвать вспомогательными. Все это может действовать только по одной причине – наша психика работает на определенных, жестко прописанных механизмах восприятия. Вкусы, предпочтения, пристрастия, мотивация, стереотипы и прочее – все регламентируется психическими процессами, происходящими внутри нас.
А теперь подробно рассмотрим каждый из принципов. Вы даже представить себе не могли, насколько просто устроен этот мир.
2. ПРИВЫЧКА ВЕРИТЬ
Сверхидея. Использование архетипических образов.
Это самое главное, что есть не только в аниме, но и вообще в мире. Основа основ. Краеугольный камень любой идеологии. На нем построены все мировые религии, общественные процессы и секты. Секты в особенности, так действие их сверхидеи более агрессивное, узкои целенаправленное. Их адепты ставят своей задачей оболванить и вытянуть из тебя все деньги.
Пример сверхидеи как прикладного искусства.
Согласно этому принципу нет неверующих людей. Если человек не верит в бога, он верит во что-то другое – в суеверия, потусторонние силы, заговор и сглаз, в домовых, астрологические прогнозы, в судьбу, в капитал, в дело партии… Социализм – это тоже религия. Только веру в бога заменила вера в людей. «Мы наш, мы новый мир построим…».
Чем сверхидея привлекает людей? ИСТИНА. Цель и назначение любой религии – получение неких сокровенных знаний, духовное искательство, поиски ответов и решений. Люди жаждут и ищут ОТКРОВЕНИЙ. Откровений о мире, обществе, боге, людях. О себе. Хуже всего, когда носители сверхидеи дают эти ответы. Или некую видимость ответов. Так возникает привязанность и зависимость от источника. Индивид обречен остаться внутри этой замкнутой системы, в которой он пытается найти новые откровения, не замечая вокруг себя совокупность других систем или принижая их достоинства. Так работают все тоталитарные секты и конфессии. Так же на людей действует и сверхидея аниме.
Ее принцип везде одинаков. Ни религиозного фанатика, ни фаната аниме невозможно убедить в том, что он заблуждается. И что его вера – это всего лишь созерцание радужных мыльных пузырей. Тем самым вы вызовите ответную ярость, так как топчите систему ценностей, что составляет сокровенный смысл их жизни. Вы грубо вторгаетесь в их грезы и ломаете замок из песка, выстроенный с такой любовью. Иисус Христос пошел против иудаизма – и его распяли на кресте. А теперь, когда само христианство стало официальной сверхидеей, попробуй что-нибудь сказать против него. Джордано Бруно пытался открыть людям глаза на то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. И за это его сожгли на костре. Николай Коперник отправился вслед за ним. Галилей, смышленый парень, вовремя сориентировался. Но на смертном одре, когда терять уже нечего, не удержался и запулил злорадную шпильку: а все-таки вертится.
Нужна ли людям правда? Нет, им нужны красивые миражи. Удобные. Притягивающие. Привычные.
Говорят, что японский язык один из самых сложных в мире. Однако тот язык, на котором они говорят в своих аниме, универсален и понятен для каждого. Он вне национальности, культуры и вероисповедания. Это язык архаичных символов сознания. Он передается посредством аудиовизуального ряда, несущего ту или иную смысловую нагрузку. Я употребил выражение «понятен для каждого» и сам себя поймал на неточности. Эти символы, как правило, ускользают от поверхностного внимания человека, оставаясь непонятыми, но вот наше подсознание схватывает их на лету. Я не могу знать, насколько осознанно создатели аниме вкрапливают эти символичные вставки в свои фильмы. Для этого они должны быть очень продвинутыми по части психологии людьми. Скорей всего, это делается подсознательно, на интуитивном уровне, чтобы усилить смысловой эффект. Японцы – невероятно продвинутая в философском плане нация. Ярко выраженная синкретическая и созерцательная культура, породившая немало традиционных заморочек. И за сотни лет своего существования накопила в себе богатый материал.
Архетип – это прообраз, идея. Обращение к ним – очень диковинная, а порой и пугающая вещь. И они, эти архетипы, по большей части архаичны. Что это значит? Человечество вышло из первобытнообщинного строя и язычества, отголоски которого до сих пор сохраняются в сознании в виде определенных понятийных символов. И порой они страшными монстрами выползают из темных глубин подсознания на свет божий. Из-за этого всех людей, невзирая на традиционную форму исповедания, которой они придерживаются, можно смело назвать язычниками. На бытовом уровне это проявляется в виде различных суеверий, культурных традиций, обрядности. И страха перед всем сверхъестественным.
Составив семь принципов, я понял, что на самом деле не открыл Америку. Задолго до меня швейцарский психолог и философ Карл Юнг, основатель аналитической психологии, развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого видел источник общечеловеческой символики. Согласно Юнгу архетип – изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе и художественной.
Если два человека независимо друг от друга говорят об одном и том же, значит, в этом определенно что-то есть.
Наше сознание страшно мифологизировано. Аниме исключительны тем, что в них используется рекордное количество подобных архетипов. Вспомним, о чем они повествуют. Как правило, это сюжеты о необычайных возможностях и силе, которыми обладают герои, перевоп лощениях, изобилие необычных сказочных существ и многое другое. Такие фрагменты в основном и дают возможность применить этот принцип по назначению, что делает картину более убедительной для зрителя. Архетипы обитают в пограничной области сознания между миром вымышленным и настоящим, выступая в качестве проводников иррационального. Образы могут быть показаны как в виде статической картинки, так и в некоем действии. С развитием телевидения и киноиндустрии человеческая культура стала аудиовизуальной, благодаря чему управлять нами стало намного проще. Когда некое понятие подкрепляется визуальным изображением, оно лучше доходит до понимания.
Каким способом авторы впаривают нам свои идеи, заставляя прикипать к ним всей душой? Что за образы такие?
Ниже рассмотрим несколько наглядных примеров. Здесь и в дальнейшем я часто буду обращаться к «Эльфийской песне». Это аниме произвело на меня, несмотря на принципиальную нелюбовь к японской анимации, неизгладимое впечатление. И неспроста. «ЭП» – уникальный в своем роде пример, так как содержит в себе ВСЕ СЕМЬ аспектов схемы.
Остальное в ссылке.