Не все книжки бывают умными и полезными. Сегодня на полках магазинов хватает и глупости, и пошлости, и откровенной бездарности, упакованной в красочные обложки.
А потому у Михаила Задорнова родилась идея -- собрать все эти книги вместе и запереть их в «розовом шкафу».
Почему именно в розовом? Кто и по какому принципу будет отбирать литературную пошлятину? Об этом «Суббота» побеседовала с писателем-сатириком.
Показать скрытый текст - После того, как в Риге открылась библиотека им. Николая Задорнова, мне стало в охотку покупать для нее новые книги, и я зачастил в книжные магазины, -- рассказал Михаил Николаевич. -- Однажды в Витебске продавщица подвела меня к книжным полкам и сказала: «Возьмите то, что сегодня читают».
Я взглянул на названия, пролистал пару «шедевров» и понял: существует чтиво, о котором я не имею ни малейшего понятия.
Граф-некрофил и нимфетка-незабудка
- Какие названия книг вас особенно впечатлили?
- Первая книга, которую настоятельно рекомендовала мне витебская продавщица, называлась «Граф-некрофил». На обложке следующей значилось: «Нимфетка-незабудка» . Рядом с «Графом» на полке расположился роман под названием «Два оргазма за мешок картошки»...
«И это читают?» -- спросил я. «Еще как!» -- заверила меня продавщица.
Приехав в Москву, я продолжил поиски литературы подобного пошиба. Долго искать не пришлось. Названия книг на полках сшибали с ног, от них взрывался мозг: «Руководство как выйти замуж за гибрид банкомата с вибратором» , «Как сохранить неверность в тюрьме»... Я решил, что такие книги надо собирать...
- ... и публично сжигать?
- Нет, зачем же?! Надо собрать коллекцию дурновкусия и сохранить ее как раритет для потомков.
Доказано: поколения развиваются по синусоиде. Еще 20 лет назад у нас было образованное поколение, а потому издание «Графа-некрофила» и тому подобного чтива было нецелесообразно. Такие книги просто никто не стал бы читать!
Сейчас появились люди-водоросли, люди-овощи, которые читают эту чушь. Но пройдет еще двадцать лет -- и они уйдут. А вместе с ними уйдет и низкопробная литература. Исчезло ведь бульварное чтиво времен Чехова! Кстати, того же Потапенко, с которого Антон Павлович написал Тригорина в «Чайке», сейчас не достать.
Вот я и хочу сделать доброе дело: собрать в Русской библиотеке всю эту литературную групповуху и -- запереть в «розовом шкафу». Чтобы со временем наши потомки посмотрели и удивились: как вообще мог издаваться такой бред?!
Со стразами и на каблуках
- Почему шкаф розовый?
- По аналогии с почтовым ящиком Зверева, который я увидел в его элитарном особняке. Наверное, стилисту кажется, что это гламурно...
Наш шкаф тоже будет розовым и гламурным. Обязательно со стразами и на каблуках.
- Кто будет отбирать книги для шкафа?
- Я хочу, чтобы к этому благородному делу подключились читатели «Субботы». Уверен, что среди них много интеллигентных и умных людей. Надеюсь, что мы вместе соберем достойное собрание глупостей и бездарностей.