iPhonograph
Гений-Говорун
Offline
Сообщений: 2100
СПАСИБО
-вы поблагодарили: 561
-вас поблагодарили: 1315
Дискоед
|
|
� Ответ #576 : Июль 01, 2014, 00:52:47 � |
|
Названия цветов и оттенков, встречающихся в литературных произведениях:
Аделаида– красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского("Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенинацвета нет?"). Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами. Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком. Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло вначале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет"бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другимсведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императореПавле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицерови солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедромиспуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки". Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом. Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет. Бордоского вина - красно-фиолетовый. «Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом. Бристольский голубой — ярко-голубой. Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники). Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой. Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго. Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик). Веселая вдова - оттенок розового. Влюбленной жабы – зеленовато-серый. Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков.Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественнуюшерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок). Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого. Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот. Гаити – или розовый, или ярко-синий. Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый. Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточночасто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому одиниз коричневых оттенков получил такое название. Голубиной шейки - оттенок серого. Гороховый – серый или грязно-желтый. Гридеперливый – жемчужный оттенок серого. Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового". Драконьей зелени - очень темный зелёный. Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы. Жженого кофе – сложный оттенок коричневого. Жирафовый – желто-коричневый. Жонкилевый – цвет нарцисса. Зекрый – темный, светло-синий, сизый. Испуганной мыши – нежно-серый цвет. Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые). Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (такфранцузская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилиюкардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы"). Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного. Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого. Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый. Кубовый – синий, от названия растения куб (оно же – индиго). Куропаткины глаза – светло-красный. Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом. Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия. Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком. Лондонского дыма - тёмно-серый. Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком. Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый. Магово-гуляфный – красно-розовый. Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя потому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов(см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва,возможно, это название возникло тогда же. Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом. Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось послебитвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цветабыли брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручнойработы были главным Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активноеучастие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет,полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь- Rose Pompadour. Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне имире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масакабархатное платье". Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого. Мов - розовато-лиловый. Московского пожара – похож на цвет давленой брусники. Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый. Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темныйоттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победырусских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в«Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно«цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, таксказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «большеискрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А накартинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринскогодыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлыеоттенки. Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая. Оброщеный - багряный. Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной. Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком. Осиновый - зеленый с сероватым оттенком. Павлиний - синевато-лиловый. Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille –"солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета,бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; олошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях:глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки. Парижская синь — ярко-синий. Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа". Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом. Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой. Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком. Померанцевый - апельсиновый с розовым. Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета. Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелыхягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшейкогда-то только черной. Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый). Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленнойблохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языкаописывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха вобмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи вродильной горячке"). Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый. Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Селадоновый – серовато-зеленый. Сизый – цвет голубя, после просто синий. Силковый – голубой, васильковый. Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859. Сомо – розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире". Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом. Стризовый - ярко-красный. Танго – оранжевый с коричневым оттенком. Таусинный – синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. СогласноДалю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синийс вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый. Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины. Фисташковый - грязновато-зеленый. Фрез – цвет раздавленной земляники. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. Фуксии - насыщенный розовый. Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый. Шартрез - жёлто-зелёный. Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты). Экрю - цвета слоновой кости. Электрик - цвет морской волны, голубой, синий с серым отливом. Электрон - ярко-голубой с прозеленью. Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий. Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века. Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.
|