Буду излагать по частям. Потому что мыслей высказано много, и все сложные. Ok?
Я считаю, что именно творчество является источником идей, тогда как научные "идеи" есть всего лишь процесс познания.
Это очень тонкая вещь, и тут легко запутаться.
Нас тут многое смущает - и опыт, и привычка, и даже сама терминология, способная предопределять ход мысли. Но больше всего - антропоцентризм.
Это просто общее замечание, которое можно будет понять из дальнейшего.
Попробуем разобраться.
Вот есть две позиции.
Первая говорит: идея - это то, что придумал (родил в муках творчества) человек, то есть это продукт человеческого творчества. Ну если не на все сто, то в основном. Потому что некоторые идеи есть просто описание природных объектов. То есть человек их не родил сам, а увидел на стороне. Не надо быть провидцем, чтобы понять, кому такая позиция может принадлежать. Конечно, только человеку. Это он может так мыслить в своем сознании. Стало быть, это позиция субъективная.
А какой же тогда может быть объективная?
Объективная позиция состоит в следующем.
Идеи по их происхождению (источнику) могут быть двух видов.
Первый вид идей - это те, которые производит человек. Про них можно не пояснять - это как раз те, о которых говорилось выше.
Второй вид идей - те, которые произвела природа, в том числе законы, управляющие материей.
Оценим, какая из позиций ближе к реальности?
Как видим, обе позиции сходятся в том, что идеи бывают двух видов. Разница между ними лишь в том, какому виду идей они придают большее значение.
А как на самом деле?
Вот представьте, что вы - сама Природа, и у вас берут интервью по этому поводу. Что бы вы сказали?
- Да кто он такой, этот жалкий муравей со своими идейками? Мои идеи (=законы) существуют миллиарды лет, и еще столько же будут существовать. Человек существует всего лишь 40 тысяч лет, из них в течение последних двух тысяч лет чуть не каждый день ожидает своего конца. Называет его нагло "Концом Света", как будто вместе с ним и весь свет у меня кончится. Как бы не так. Тут много таких приходило-уходило, а мои светила сияют как сверхновенькие!
Значит, я превосхожу его во времени. Про пространство я уже не говорю. Что он там выдумал, какие идеи произвел? Ну пирамиды построил, ну башню Бурдж Эмир, ну каналы прорыл между морями. Да вы хотя бы на Джомолунгму взгляните! Куда там тем пирамидам - они утонут в тени Джомолунгмы. Но и Джомолунгма - мелочь по сравнению с другими моими проектами: моими идеями целые галактики крутятся!
Как могут быть человеческие идеи важнее природных, когда природные существовали задолго до человека, и будут существовать, скорее всего, после него? Да и само появление человека есть реализация одной из идей природы.
А теперь представьте, что вы человек, который пытается обнаружить среди своих идей хотя бы одну, которая не была бы плагиатом у природы. Что мы можем предъявить своего?
Идею самолета? - посмотрите рисунки Да Винчи, с чего все начиналось. С исследования полета птиц и птичьего крыла.
Парашют? - Это ж "парашютик" одуванчика, несущий его семя. Электричество? - это не те ли молнии, который метал еще Юпитер? Ну ладно, а что вы скажете насчет термоядерной энергии? Водородной бомбы, атомных электростанций - это то уж точно человек придумал. - Как бы не так. Солнце видали? Так это ж самый что ни на есть термоядерный реактор. Так что - ничего своего.
- Ну ладно, это все наука. Она и по определению должна природу изучать - поэтому у природы идеи и ворует. Но как же искусство? Тут уж точно человек - творец, он творит целые новые миры, может изобразить даже неведомых существ и невиданные ландшафты!
- А давайте посмотрим. Что он там натворил? Сваял статую Давида? Написал "Джоконду"? "Девятый вал"? "Грачи прилетели"? Но это же всего навсего изображения того, что произвела природа: людей, волны, грачей...
- Ну а, скажем, абстрактное искусство, сюрреализм?
- Ну и что? Если нос Давида прилепить к подбородку Джоконды - вот он и будет сюрреализм. А если взять завитки волн из "Девятого вала" и раскидать по этому фону грачей - будет абстракция. Иными словами, все человеческое искусство есть всего лишь калька с идей природы, либо - комбинация из кусков нескольких таких же кАлек. Даже буквы и цифры, которые мы применяем - вот казалось бы, уж точно свое, - можно обнаружить на природных объектах, например, на крыльях бабочек или на черепашьих панцирях. (Где-то попадалась мне подборка таких фотографий, содержащих весь латинский алфавит и цифры от 0 до 9).
Вот и получается, что человек, по сути, сам идей не производит - он лишь извлекает уже готовые из природы и дает им новую жизнь.
Может быть, это и есть его главное назначение, ради которого природа нас терпит.
P.S. Для нас это творчество, конечно. Мы же не знаем заранее всего того, что знает природа. Для нас каждая такая заимствованная идея - это открытие. Настоящее открытие - без всякой иронии. И в нас встроено стремление к творчеству, мы без него не можем. И мы понимаем, что это - очень ценная функция.
P.P.S. Ну вот, это просто мысли вслух, не судите строго.
Если я не прав - поправьте.