Где-то прочитал, да и сам к этому склоняюсь, что человека отличает от животных наличие чувства юмора.
Еще:
-духовные потребности: вера, поиск смысла жизни, ответы на вопрос, что такое "смерть" и т. д.
-чувство прекрасного: посещение музеев, театров, галерей, различных выставок
-потребность в самовыражении: художники, писатели, музыканты, режиссеры...
-потребность в постоянном познании бытия
Весьма верные наблюдения, а может даже и исчерпывающие.
Если позволите, я их прокомментирую.
Главное отличие человека от всех предшествующих ему существ, это, конечно разум. Оно же и единственное отличие: больше мы ничем от животных не отличаемся.
Это факт. отраженный в научном наименовании человека - "homo sapiens".
Заметим, что само это название подсказывает и другую возможность. Если есть хомо сапиенс, значит может быть и хомо не сапиенс, например, хомо хабилис, ну и другие подобные.
Казалось бы - вот и ответ. Человеческое в человеке - это разум.
Но, на что уже обращали внимание предыдущие ораторы, разум разуму рознь.
Сам разум неоднороден, в нем несколько слоев.
Если их группировать самым грубым образом, можно выделить утилитарный разум и разум сам по себе (иначе- познавательный или творческий).
Утилитарный разум - это тот инструмент, который заменяет нам силу, клыки, когти, быстроту животных, помогает выживать, а также обеспечивает наше телесное существование.
Низший слой утилитарного разума выполняет, скажем, функции контроля дыхания, поддержания в теле определенной температуры и давления, реакцию на болевые ощущения, обеспечивает работу органов движения. Мы даже не замечаем этой работы, но на самом деле это сложное дело, в котором задействовано достаточно много структур мозга. Однако, такого типа "разум" присутствует и у животных - у них тоже есть центральная нервная система, и она выполняет примерно те же функции. Тут речь идет о преемственности от наших предков.
Высший слой утилитарного разума -это то, что помогает нам изготавливать орудия. совершенствовать трудовые навыки, обеспечивать социальные связи и т.п., короче - все то, что необходимо для жизни в окружающем нас физическом мире. Таким разумом по умолчанию обладают все люди. Люди с пораженным или болезненным сознанием могут откатываться на уровень низшего утилитарного разума, то, что называют "овощ". Ну, бывает такое, к сожалению.
Но есть и творческий разум, который, вроде бы, для целей жизнеобеспечения не нужен. Это такое же излишество, как если бы вы в свой дом, кроме надежных стен, крыши, отделки, отопления, водоснабжения, кондиционирования, электричества, приперли бы старинную китайскую вазу или, скажем, статую работы Шемякина, или рояль. Что, мы без этой штуки не прожили бы? Да легко. но почему-то ее тащим.
Вот так и разум сам по себе, не прикладной, то есть чистый от утилитарности.
Причем, опять же по умолчанию, мы внутренне понимаем, что именно этот чистый разум в нас и есть самое ценное, гораздо более ценное, чем утилитарный. Хотя без последнего мы, на минуточку, жить бы не смогли, а без этого - без проблем. Но ценим мы "ненужное" больше чем нужное. Что это именно так - убедиться несложно. Достаточно сравнить стоимость художественного полотна со стоимостью обоев, или стоимость скульптуры со стоимостью кирпича равного веса. В этом уже есть свой парадокс.
Ну, а далее еще интереснее. В человека вместе с разумной способностью вмонтирована потребность познания. Человек (как вид) просто не может жить, не познавая. На это обратил внимание еще Аристотель. С этой мысли он начал свою "Метафизику". Заметим: для целей выживания эта способность излишня. Мы бы могли, например, ограничиться удовлетворением своих телесных потребностей, как дельфины, и жить себе припеваючи. Так ведь нет, нужно обязательно засунуть нос куда не просят! Вот, Плиния Старшего понесло познавать вулкан - от вулкана его жизнь и оборвалась. А Рихмана молнией долбануло, когда он пытался проверить теорию Франклина. Люди смирились с потерями: "наука требует жертв!" Но продолжают познавать, чем дальше - тем больше. Чем объяснить эту потребность - по большому счету никто не знает, но что она есть - это факт.
Далее - чувство прекрасного. Ну что, мало прекрасного в природе - сиди и тащись, как японцы на сакуру. Так ведь нет - нужно обязательно природу улучшать, создавать самодельные ландшафты, отсекать от камней лишнее, как говаривал Микеланджело. Искусство - значит искусственное, не природное. Зачем? Никто не знает. Но потребность такая есть. Объясняют это "самовыражением". Но это ни о чем не говорит. Для чего самовыражаться? Чтобы перед другими себя выделить? Добиться преимуществ в социуме? Привлечь самок? Ну для кого-то и из-за этого, даже может быть для большинства, но, согласитесь, это все-таки не главное. Люди занимались искусством даже если это приводило их к нищете и распаду семьи. Потребность - больше чем необходимость!
Ну и, наконец, потребность в духовности, в вере, в поисках смысла жизни, в стремлении к чему-то более высокому, пусть даже недостижимому. Это-то нам для чего? Уж тут точно одни расходы. Пирамиды, Стоунхедж, истуканы острова Пасхи, греческие храмы, Иерусалимский храм, Кельнский собор, миллионы храмов по всему миру - это ж ради удовлетворения этой потребности. Огромные затраты труда, времени, материальных ресурсов! Да на эти деньги и из этих материалов можно было каждого обеспечить индивидуальными виллами со всеми удобствами! Так ведь нет - люди не жалеют средств на это дело. Не только власти, но и простые люди - ведь на Руси почти все церкви созданы на добровольные народные пожертвования. Да и везде так. Значит, тоже есть такая потребность. Нелогичная, ненужная, затратная, обременительная - но она в нас встроена, и никуда от нее не денешься.
Получается, именно вот эти "излишества", так ценимые людским родом, и есть специфическая отличительная черта человечества.
А утилитарный разум, даже в его высших проявлениях (например, в виде технологий или инженерной деятельности, прикладных наук) - это всего лишь результат эволюции низшего, инстинктивного разума, доставшегося нам в наследство от животных.
Вот на такие размышления наталкивают предложенные выше мнения.